• 18 апреля 2016, понедельник
  • Москва, ЦСИ ВИНЗАВОД. 4-Й СЫРОМЯТНИЧЕСКИЙ ПЕРЕУЛОК, 1 СТР.6

Оцифровка чувств: эстетика после интернета

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

1189 дней назад
18 апреля 2016 c 19:30 до 21:30
Москва
ЦСИ ВИНЗАВОД. 4-Й СЫРОМЯТНИЧЕСКИЙ ПЕРЕУЛОК, 1 СТР.6

Философский клуб на ВИНЗАВОДе. Круглый стол в рамках цикла "Неудовлетворенность эстетикой".

В рамках пятой встречи из цикла «Неудовлетворенность эстетикой» участники обсудят, какой вызов новые медиа, цифровые и информационные технологии бросают эстетике? Как новые способы производства и распространения информации и изображений, включая социальные сети, браузеры, Youtube-видео, камеры наблюдения, видеоигры, меняют сам эстетический режим восприятия? Можно ли считать «бедное изображение», глитч, «кавайность» или «cuteness» — новыми эстетическими категориями или же просто социальными явлениями? Становится ли общество спектакля благодаря культуре селфи, мемов и бесконечных тредов обществом саморепрезентации? Можем ли мы говорить об атрофии аффекта и подчинении чувств логике рационализации и калькулируемости в рамках экономики внимания? И, наконец, как машинное видение (глитч, алгоритм, компутация) влияет на человеческий сенсориум?

 

Последние несколько лет пишут о смерти интернета: «интернета не существует», «интернет умер», мы живем в эпоху «после интернета». Однако, как говорит художница Хито Штецерль, прощание с интернетом не означает его ослабление: перестав быть возможностью, он стал еще сильнее влиять на наше воображение, внимание и продуктивность. Поколение «коренных жителей цифрового общества» воспринимает мир посредством интерфейса, а в эпоху «интернета вещей» за каждым трехмерным предметом скрывается цифровой код. Кажется, сама окружающая среда поддается оцифровке, что подтверждают генетическая инженерия, биотехнология и нейробиология. Одновременно новые медиа, становясь пластичными и вискозными, уподобляются природе — компьютерный вирус, «облачные вычисления», «деревья решений», «озера данных». Если еще недавно критики писали про «цифровой раскол», указывая что цифровое искусство маргинально, то сегодня так называемые «новая эстетика» и «пост-интернет искусство» стали коммерческим мейнстримом. Ситуация меняется так быстро — или же создает видимость изменений — что за ней невозможно уследить. Контр-культурные Tumblr-движения (сипанк, вапорейв, веб-панк и другие) устаревают в год появления или сразу же поглощаются культурной индустрией. Является ли все эти процессы поверхностными или же глубинными — на это вопрос сегодня пытается ответить не только теория культуры, но и философия.

 

Проблема «цифрового» затронула различные сферы философии от онтологии и этики до эпистемологии и эстетики. Так некоторые теоретики утверждают, что сегодня бытие определяет бинарный код, пришедший на смену аналоговому носителю, а сама онтология стала плоскостной, подобно компьютерным играм, где зияют пустоты и лакуны. Цифровые гуманитарные науки предлагают новые формы познания, основанные на обработке информации, визуализации данных и цифровом картировании. Идеи клонирования, искусственного интеллекта и вирутальной реальности ставят ряд этических проблем. Другие авторы настаивают на том, что «вычислительное производство чувств» (computational sense-making), свойственное машинам, переносится на  человеческую чувствительность.

 

Михаил Куртов — философ, медиатеоретик, кандидат философских наук (СПбГУ). Автор книг «Между скукой и грезой. Аналитика киноопыта» (2012) и «Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода» (2014).

Инна Кушнарева — кинокритик, член редколлегии журнала «Логос» и переводчик научной и философской литературы. Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Александр Ветушинский — преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр (Moscow Game Center). Является одним из авторов первого прочитанного в СНГ полноценного курса по Game Studies и редактор-составитель тематического номера журнала «Логос».

 

 

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше