Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Доктор филологических наук, профессор постколониального феминизма отделения гендерных исследований Университета Линчёпинга Мадина Тлостанова и куратор, основатель и член рабочей группы международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар» Татьяна Волкова представят основные элементы этико-эстетической модели деколониального поворота.
Постколониальное состояние как особая форма человеческого удела со всеми вытекающими из этой позиции условиями, чаяниями, чувствительностью, комплексами и освободительными драйвами, получило самые разнообразные интерпретации в рамках и на стыках прежних дисциплин. Ценностная сторона постколониального опыта и репрезентации достаточно широко анализировалась в разных направлениях эстетической мысли и породила ряд интересных наблюдений, концептов и понятийных метафор, которые оказались за последние три десятилетия присвоены и обезврежены эстетическим мейнстримом. Во многом это связано с тем, что сама постколониальная теория чаще всего замешена на игровых и иронических формах экзотизации и демонизации, прогрессизма и ориентализма, не совершая радикального отказа от (пост)нормативной, по умолчанию западной эстетики, но лишь заполняя ее теоретические рамки постколониальным материалом.
В контексте деколониального поворота намечается более радикальный сдвиг, который связан с проблематизацией самих эстетических механизмов и их онтологических, познавательных и эмоциональных оснований и инструментов с позиции колониальности — темной стороны или «изнанки современности». В частности, предлагается критика колониальности восприятия как формы зависимости от доминирующих неоуниверсалистских и «ориенталистких» эстетических представлений и пути ее преодоления, причем не только через негативное противостояние, но и через позитивное миротворение и самотворение («ре-экзистенцию») и через освобождение от колониальности памяти. Деколониальная мысль и искусство противопоставляют эстетику эстезису, интерпретируемому отлично от моделей М. Маффесоли, Ж. Делеза и или Ж. Рансьера. В рамках деколониального эстезиса особое место занимают динамические модели, отмеченные множественной интерсекциональностью, где к традиционным аспектам класса, расы и пола добавляется большое число дополнительных перекрестков инаковости (от языка до религии и от этничности до геополитического контекста).
В лекции будет представлен деколониальный взгляд на такие характерные для большинства эстетических моделей вопросы как взаимосвязь рационального и аффективного, роль искусства в производстве знания, полемика альтермодерности и трансмодерности, место телесности как непосредственного источника и инструмента эстезиса, переосмысление категории прекрасного, механизмы деколониального возвышенного и пути создания деколониального «сообщества смысла и чувства», формы деколонизации музея как института по производству и насаждению определенных моделей знания. Эти и другие вопросы будут рассмотрены на примере анализа ряда произведений современного искусства, кино и литературы.
Мадина Тлостанова — доктор филологических наук, профессор постколониального феминизма отделения гендерных исследований Университета Линчёпинга, Швеция. Автор восьми книг и более 200 статей, посвященных постколониальным исследованиям, транскультурной эстетике, деколониальному повороту, незападному феминизму, постсоциалистическому уделу.
Татьяна Волкова магистр факультета менеджмента в сфере культуры Московской высшей школы социальных и экономических наук (Москва), резидент программы "International Studios and Curatorial program" (Нью-Йорк). Основатель и член рабочей группы международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар», автор статей и курса лекций по активистскому искусству.