Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Заключительная лекция цикла «ДИАМАТ»
Представления об определяющей роли генетической наследственности и врожденных
способностей преобладают в сегодняшнем восприятии социальной и индивидуальной
жизни. Эти представления становятся основой для легитимации общественного порядка,
отделяющего «креативных», «предприимчивых» и «преуспевающих» от тех, кто не
вписывается в стандарты рыночного общества. Для создания более многомерной и
критической картины общественной жизни мы обратимся к наследию советского
психолога и мыслителя Льва Выготского, оспаривающего представления об обществе и
индивиде как целиком определенных биогенетическими кодами. В рамках данной
лекции мы проанализируем генеалогию дискурса наследственности, врожденных
способностей и определяющей роли инстинктов и рефлексов в поведении человека.
Отправной точкой для нас станет обсуждение понятия рефлекса в дискуссии Льва
Выготского с представителями советской рефлексологической школы Иваном Павловым и
Владимиром Бехтеревым.
Рефлексология сводит взаимодействие человека с внешним миром к простой схеме
влияния прямого отражения стимулов на состояние и функции организма. Последствиями
такого упрощенного взгляда на человеческое поведение является применение техник
дрессуры, контроля и социального исключения для тех, кто отклоняется от
воображаемого идеала работы рефлекторных механизмов. В тоже время субъект
«рефлексологической нормы» в точности соответствует задачам трудовой дисциплины,
эффективной утилизации времени и высокой производительности труда. В своей критике
биомеханической концепции социальной жизни, Выготский предлагает пересмотреть
понятие рефлекса с точки зрения спинозистской теории аффекта. Согласно Выготскому,
усложнение человеческого поведения в ходе исторического развития представляет собой
не простую сумму накопленных условных рефлексов, сформированных на базе
инстинктивного поведения, а развитие комплексной системы обратной связи между
раздражителями среды и когнитивно-эмоциональным ответом конкретного организма на
эти раздражители. Выготский называет эту систему обратной связи рефлексом рефлекса и
переживанием переживания. Субъект анализирует собственные состояния аффекта,
таким образом, каждый раз формируя уникальные реакции на один и тоже же стимул.
Мы попытаемся соотнести политическую и философскую стороны критики
рефлексологии, помещая теорию аффекта и переживания Выготского в контекст его
исследований проблем инвалидности и педагогики этнических меньшинств.
Мария Чехонадских – культуролог, художественный критик, организатор выставочных проектов, редактор «Художественного журнала».